Гей видео сайт Гей сайты Гей знакомства Гей распродажа Гей секс игрушки

GAY SCHOOL - гей школаПОМОЩЬ: психологическая консультацияЯ: обо мнеПАПА: мужчинаМАМА: женщинаЯ + ОН: любовьЯ + Я: голубая терапияГЕЙ БИБЛИОТЕКАГЕЙ ЛЕСБИ ТЕСТ
ГЕЙ ШКОЛА НА ВИДЕО
ПСИХОАНАЛИТИЧКА
Безопасный секс - это модно! БЕЗОПАСНЫЙ СЕКС
Доклады и рефераты ГЕЙ РЕФЕРАТЫ
Психологические гей тесты ГЕЙ ТЕСТЫ
Зал славы ЛИЧНОСТИ
Мальчик-Оракул ОРАКУЛ

 Поиск в гей школе:

Манерность и женственность

В тему: Родительская директива "Не расти, оставайся маленьким!"

Предварительные пояснения о гендерных стереотипах поведения

Что такое, вообще, женственное поведение, а что - мужественное, или что такое феминное / маскулинное поведение (что такое гендерный стереотип поведения) - если выражаться научно? Прежде всего, бросается в глаза то, что гендерные стереотипы в разных культурах весьма разнятся друг от друга и, следовательно, не являются чем-то заданным биологически (есть физиологическая разница между мужчиной и женщиной, но мы то говорим не об этом). Под культурой в данном контексте я понимаю не только страну, народ (в конкретную историческую эпоху), но и более частные проявления.
 

Гендерные стереотипы могут быть различными в разных возрастных группах, даже в разных районах одного города у представителей одной национальности, живущих в одно и то же время. Причем часто могут подлежать строгой регламентации и, соответственно, табуироваться совершенно неожиданные (для постороннего наблюдателя) вещи. Скажем, у индейцев Южной Америки мужчины имеют право переносить тяжести исключительно на плече. Наш мужчина, который несет в руках авоську, по их понятиям - женственный, не мужчина.
 

Чем больше степень патриархальность общества, тем более строгой регламентации подлежит внешность, одежда, стиль поведения мужчины и, соответственно, женщины. С другой стороны, нормы мужественности и женственности и в отдельно взятой культуре не являются чем-то неизменным.
 

Александр На моих глазах менялся стандарт того, что могут носить, во что могут быть одеты мужчины (во всяком случае, молодые). Кольца, перстни на руках, сережки, приталенная тенниска, брюки в обтяжку, с ног сшибающий парфюмерный дух - такой парень в годы моего детства не прошел бы по городу (в некоторых районах - точно!) и сотни метров.

Его бы избили, как "педика", просто как выходящего за нормы допустимого для мужчины (Гомофобия - гражданский долг стадного человека!).

Сейчас же никто не будет сомневаться в гетеросексуальном, "мужском" статусе такого парня. Каждый человек мужского и женского пола (женщины - тоже люди, если кто не знает) с первых дней жизни начинает воспринимать и принимать господствующие в его культуре стереотипы поведения того пола, принадлежность к которому он осознает. В пределах этой никем не сформулированной, но от этого не менее строго регламентирующей нормы имеется, естественно, некоторая степень свободы, позволяющая, к примеру, мальчику быть более или менее "женственным" (с точки зрения данной культуры, само собой), не привлекая к себе внимание ровесников, родителей, взрослых.


В этих группах: ровесники, родители, взрослые - в каждом случае имеются свои особые требования к тому "каким надо быть". Помните - как важно в мире подростков "правильно" свистеть, сплевывать на асфальт слюну, носить кепку (и пусть мальчик только попробует одеть берет!)?

Не могу удержаться от улыбки, при воспоминании от однажды виденной картины. Впереди меня шли три подростка. На ногах у всех троих были примерно одинаковые кроссовки, футболки одинаково выпущены из брюк, на голове... бейсболки. У всех троих они были повернуты козырьком назад, при чем немного набок, влево. И вот самое смешное - угол вот этого поворота набок можно было у всех троих проверять угломером - погрешность была бы не более градуса. Как бы я зауважал пацана, который бы посмел повернуть кепку не в ту сторону или, вообще, козырьком вперед. Впрочем, боюсь, что вслед за такой сильной личностью и двое других одели бы бейсболки точно так, как он.


Здесь очень важный момент для последующих размышлений. В людях чрезвычайно развито стремление - быть, как все. Точнее, человек есть результат компромисса между его стремлением к унификации, чтобы "не выделяться", вписываться в некую "свою" группу, и его же желанием проявить свою индивидуальность, чтобы его заметили.
 

Следование нормам "правильного" поведения дается не всегда легко. При чем дело не в сексуальной ориентации. Отнюдь не редкость гетеросексуальные мужчины и женщины, у которых поведение, внешность и т.п. с трудом вписывается в "норму". Во многих культурах предусмотрены своеобразные предохранительные клапаны, куда можно сбросить психологическое напряжение, рожденное постоянным страхом пред "несоответствием".


Вспомните, с каким удовольствием мужчины переодеваются в женщин, ведут себя "как женщины" на свадьбах, на каких-нибудь студенческих капустниках (КВН!), на холостяцких вечеринках, на сцене, в конце концов. И я ни в коей мере не подвергаю сомнению их ориентацию. Гетеросексуальному мужчине также нелегко постоянно соответствовать установленному образцу мужественности.
 

Ну, вот. Теперь можно приступать, собственно, к размышлениям о том, почему существуют женственные геи, в чем роль хабальства в жизни геев и как к нему относится? В предыдущем предложении три вопроса. Как мне кажется, именно эти три аспекта проблемы (если это проблема!) и следует различать при обсуждении темы.
 

И последнее. Я постоянно употребляю термины "хабальство", "хабалка", как общепонятные. Если кто-то до сих пор не вполне понимает, о чем идет речь, поймет из дальнейшего.


Взгляд в историю

Анализируя гомосексуальность в исторической перспективе, обычно начинают со времен античности. Я - не исключение. Просто о данном времени существует наиболее богатая литература. Если говорить не о гомосексуальности вообще, а том ее аспекте, что служит предметом сегодняшних моих рассуждений, то можно с уверенностью утверждать, что и в античные времена уже существовали "прародительницы" современных хабалок. У Апулея в его "Золотом осле" находим эпизод, когда один из служителей Сирийской богини приводит к своим "подругам" осла:

"- Девушки, вот я вам с рынка хорошенького раба привел!
А девушки эти оказались толпой развратников, которые сейчас же возликовали нестройным хором ломающихся, хриплых, пискливых голосов, думая, что для их услуг действительно припасен какой-нибудь невольник..."

 

Абсолютно аналогично описывают древние авторы гомосексуальных проституток - кинедов. Важно то, что в сознании античного человека различались вступавшие в "дозволенные" однополые отношения мужчины (активная позиция - взрослый мужчина, пассивная - подросток, юноша) и "развратники". Такими считались взрослые мужчины, которые вследствие их развращенности (по мнению древних) или ради денег практиковали пассивную позицию. Юноша мог быть немного "женственным" на определенном периоде своей жизни, а потом без всяких последствий (с точки зрения нарушения гендерного стереотипа) для себя повзрослеть и стать мужчиной.


Взрослый, пассивный гомосексуал вызывал удивление. Ему приписывались: крикливость, яркость (недостаток с точки зрения античного человека), карикатурная женственность (не настоящая женственность - покажите мне женщин, которые ведут себя так, как наши "девки лютые"!), то есть похожесть на женщин-проституток.
 

Существовали и тогда уже равноправные, партнерские отношения двух мужчин (да и женщин). У мужчин это, так называемые, комасты или побратимы. Лукиан в своем диалоге "Две любви" устами героя утверждает, что и такого рода отношения имеют сексуальную природу. В системе отношений Ахилл-Патрокл, Орест-Пилад речь не шла, кто из них активный, кто пассивный. Поэтому никто из них не был "женщиной". Но тема такого рода отношений наиболее неохотно обсуждалась античным обществом.
 

Но мы все же не об этом. Для нас будет достаточно констатировать наличие уже в античном обществе групп гомосексуальных людей, которые обладали (или им приписывали обладание) чертами, сходными с нашими отечественными хабалками. Их клиенты (активные), попутно замечу, как бы соответствовали всем нормам маскулинности. Знакомая картина - не правда ли?!

 

Недавняя история

Тема моей статьи все же не исторический очерк. Поэтому я пропущу множество стран и эпох. Оглянемся только на то, что было в родных пределах каких-нибудь двадцать лет назад. Советское время с его преследованием гомосексуалов загнало "голубую субкультуру" в подполье. "Хабальство" играло в этой субкультуре одну из важнейших ролей.


У гомосексуалов (мужчин) того времени было две альтернативы: или совершать редкие набеги в те места, где можно было найти партнера для обезличенного секса (плешка), или объединяться в небольшие группы (связанные через отдельные контакты с другими подобными группами). Такие группы возникали вокруг тех же плешек (вечерние посиделки на лавочках у общественного туалета в парке). Альтернативой плешке были домашние кружки друзей. В обоих случаях хабальство, игра в "женщин" - с женскими кличками, обращением друг к другу на "ла", некоторое намеренное кривляние, преувеличенное внимание сексуальным моментам ("Ой, девАчкИ, я вчерА тАкой сАсАла!") - служили сигналом, кодом - вокруг все "свои".
 

Хотя многое и тогда зависело от сложившихся в данной группе традиций. Особенно это касается домашних кружков, где люди знали друг друга лучше, и не было такой нужды что-либо доказывать. В таких случаях возникали группы, не практикующие хабальства или, во всяком случае, такие, которые практиковали его в мягкой форме (шутки, приколы на сексуальные темы, без излишнего акцента на "женскость").
 

Позволю себе пример (их будет много!) для иллюстрации, хоть уже из другого времени. Летом 2001 года наш Центр в рамках антиспидовской программы проводил тренинг, связанный с психологическими аспектами осознания своей гомосексуальности. В середине тренинга участников тренинга разбили на две группы. Одна должна была записать все слова, которые служат для обозначения геев в обществе, другая - слова, которыми геи называют друг друга сами. Так получилось, что в первую группу попали луганчане, во вторую те, кто приехал из Мариуполя. Сразу скажу, что второй список был в несколько раз обширнее. Геи оказались по-настоящему изощреннее "натуралов" в придумывании обидных (и просто похабных) прозвищ себе подобным.


Это, кстати, о том, как мы уважаем себя сами. Но дело даже не в этом. Луганчане тоже были поражены тем, насколько богат у геев Мариуполя словарный запас. В Луганске говорить друг с другом так - было не принято (возможно, есть в том заслуга и работы Центра, у нас посетители привыкли, что можно говорить о своей гомосексуальности и обычным языком). В Мариуполе же, как оказалось, никого не шокировало, если, встречаясь на улице, два гея приветствовали друг друга словами, которые я в силу цензурных соображений не могу здесь процитировать. Не печатать, же сплошные звездочки!


Одной из проблем молодого человека, осознающего свою гомосексуальность, является отсутствие должного образца для подражания. Окружающий мир демонстрирует ему в разнообразных формах (кино, литература, пример родителей, ровесников и т.п.) то, как "настоящий мужчина" должен говорить, ходить, одеваться, ухаживать за предметом своей страсти.
 

Александр Но как должен себя вести в подобных случаях "голубой"? Попадая в круг (в "профсоюз") молодой парень находил такой образец для подражания, копировал его. Помните тех пацанов в бейсболках?
 

О том, как действует окружение, пример. В марте 1993 года я приехал на первое собрание создаваемого тогда "Ганимеда". Приехал на день раньше. В результате так вышло, что весь этот день провел в обществе трёх парней из Чернигова, тоже приехавших на собрание. Один был что называется "гей на 100%" и внешне, и манерами. Двое других были моложе, внешне ничем не отличались от парней с улицы. А вот манеры... Мы ходили по киевским магазинам, смотрели на лифчики, женские трусики и туфли лодочкой, разговаривали... К концу дня я не стал интересоваться женским бельем, нет, но все же с трудом не говорил о себе в женском роде. А если бы я был моложе и менее уверен в ценности собственного стиля жизни?
 

Почему кодовым сигналом СВОЙ в геевских группах была "женственность", женские клички и т.п.? Помимо исторических корней (зря что ли я о греках писал!) есть проистекающее из тех же многовековых корней убеждение, что гомосексуальность мужчины есть следствие его не полной мужественности. Все те же приснопамятные гендерные стереотипы, как проявление гомофобии (прослеживается постоянная тесная связь между ними). Мужчина должен любить женщин. Если он любит мужчин - он женщина. Правда, важна еще роль, позиция в сексе. Активный - все равно мужчина.
 

АлександрА еще добавьте ту же, что и у гетеросексуалов, потребность снять психологическую усталость, связанную с необходимостью соответствовать в повседневной жизни эталонам мужественности. Где же еще расслабиться, как не среди своих?!
 

Был в этом домашнем (парковом) хабальстве и элемент вызова окружающему миру: "Вы считаете меня таким гадким? Ну, тогда получите меня такого, каким хотите видеть. Вы обзываете меня, а я буду получать от таких оскорблений удовольствие, я придумаю еще круче!" Пусть "храбрость" приходила только когда вокруг много своих (это очень важно "много" - вдвоем и хабалить как-то неинтересно).
Особенно проявился этот элемент эпатажа хабальством в постперестроечное время, когда стало "можно"...

 

"Ура! У меня в *опе дыра!"

Постепенно вместе с ветром перемен "голубая тусовка" начинает все меньше прятаться. Украина в 1991 году отменила уголовное наказание за гомосексуальные контакты. Парковые плешки стали многолюднее, иногда перекочевывали в кафе, на летние площадки. Разговоры там стали все громче (иногда, конечно, кого-то в результате били). На сцене появились Борис Моисеев и Сергей Пенкин. Все чаще можно было увидеть людей, выходивших за рамки гендерных стереотипов.


Был ли в этой смелости элемент coming out'а? Возможно. Было ли это присущее людям стремление выпендриться, о котором я писал вначале? Несомненно. Было ли это реакцией человека, привыкшего постоянно прятаться, быть таким, каким его хочет видеть окружение, в напряжении, словно сжатая пружина, на первый глоток свободы? Пружина разжалась? Да, безусловно!
 

Мой интернетовский знакомый с негодованием (его чуть не стошнило - увы, гомофобия в нем пустила глубокие корни) рассказывал, как в клубе он стал свидетелем того, как диджей, завывая, орал в микрофон: "Я - пиииидар!"
 

АлександрА я подумал: как же долго и как болезненно этот человек носил в себе свою сексуальность, раз возникла необходимость с таким надрывом избавляться от накопившихся психологических "шлаков"!
 

Когда стали открываться клубы, дискотеки для геев, публика, там собирающаяся, была очень разнородной. Хабалки находили здесь своих "подруг", они упражнялись в народном творчестве (хабальный фольклор - тоже фольклор). Новички же обнаруживали, что кружку "девАчек" есть и альтернатива. Практически сразу между разными слоями "геевского населения" произошел раскол.


"Старые кадры" с негодованием смотрели на тех, кто отходил от старых традиций. Мол, геи теряют свою неповторимость, перестают быть самими собой. Представители же "новой волны" с презрением смотрели на безвкусно одетых, манерных и раскрашенных "подруг", не желая иметь с ними ничего общего. Объявления в газетах и интернете так и пестрят "не манерный", "ищу не манерного, не плешечного" и т.п. Но окончу вначале с эпатажем.
 

В 2000 году я был на конференции посвященной СПИДу. Среди участников были Максим из Донецка и Руслан из Харькова. О Руслане я чуть позже расскажу еще, а сейчас будет достаточно сказать, что они были геи. Конференция была в пригороде Киева. И вот как-то после заседания мы втроем стояли на остановке, ждали маршрутку, чтобы поехать в Киев.


Так получилось, что пока стояли, зашел откровенный разговор на сексуальные темы (это важно!) и вот эти двое завелись... Начался откровенный хабал, который только усилился, когда мы сели в маршрутку. Они громко (очень громко!) несли всякую похабную чушь, явно возбуждаясь от мысли, что все в этом тесном мирке микроавтобуса понимают, что они ГЕИ, что они ПИДАРЫ! Сказать, что я себя чувствовал себя неловко - ничего не сказать.
 

Я терпеть не могу, когда в маршрутке две женщины начнут громко обсуждать достоинства и недостатки какой-то Марь Иванны. В конце концов - я еду на работу (какая разница - куда я еду!). Мне глубоко наср... чхать на эту их знакомую. Зачем мне о ней знать? И всегда ли это гомофобия, когда люди говорят, что не хотят знать о сексуальной ориентации парня, едущего рядом с ним в автобусе. Здесь есть, над чем подумать...

Бессмертная Фаина Раневская как-то заметила по поводу человека, гордившегося своей гомосексуальностью, что он бы еще бегал и кричал: "Ура! У меня в *опе дыра!" Неправильно стыдится своей сексуальности, но стоит ли так уж этим гордится. В чем тут твоя заслуга? Твоя ориентация это лишь часть твоей личности, о которой ты (с достоинством) проинформируешь своих друзей, близких, окружающих, когда это будет интересовать их. Не разумнее ли такой стиль поведения? Не больше ли это силы духа требует, чем выпендреж перед людьми, которые тебя больше никогда не увидят?

 

Легко ли быть хабалкой?

Когда я приехал на ту конференцию по СПИДу, о которой я уже упоминал, и увидел впервые Руслана, я долго не мог понять гей он или лесбиянка (обычной женщиной это быть не могло!). Потом нас поселили в один номер, и я понял, что он парень. Оказалось, он работает учителем начальных классов. Что касается внешности, то у него есть несколько вариантов имиджа, в школу в "парадном" имидже он не ходил.


Руслан рассказал, как он пробовался на работу в модельное агентство. В мужском обличии он очень даже привлекательный парень. Вначале его в таком образе и хотели использовать. Одели костюм. Великолепно! Три часа его учили ходить, как должен ходить мужчина. Но только Руслан вышел на подиум, зазвучала музыка и... пошла походка "от бедра"... В дальнейшем его использовали только как женскую модель.


Во время этой конференции мы два раза ездили на гей дискотеку в Киев. В первый раз он вырядился во что-то неимоверное, макияж делал часа полтора. Это было ужасно! Как на мой вкус, конечно. Меня всегда поражает, насколько люди такого склада лишены вкуса. Если они дают советы кому-то другому, это еще может иметь смысл (часто в высшей степени), но когда они начинаю "работать" над собой! Ни один из присутствовавших в клубе на Руслана не прореагировал.


На следующий день он смыл макияж, надел обычные джинсы и голубую рубашку с короткими рукавами. Итог - он ушел с дискотеки не один. Утром поделился со мной: "Блин. Стараешься, лезешь из кожи - никто не реагирует. Оказывается, чтобы снять мужика, надо одеваться мужиком". Руслан не был новичком в геевском мире. Но, похоже, до него только начала доходить та истина, что геи - мужчины, которые любят мужчин. Хотя дело, конечно, не в его глупости.
 

В Луганске есть парень ("коллега" Руслана), которого очень многие знают, но очень редко кто хочет с ним иметь близкие отношения. При чем он неплохой человек, насколько я мог понять из общения с ним. Так вот, женственность его не наигранная, он такой, потому что быть другим означает для него - постоянно прикладывать неимоверные усилия, задавливая своё "Я". А он не хочет прикладывать усилия. Он не ходит в женском платье, кроме тех случаев, когда выступает на сцене. Но при всем его как бы мужском облике (только некоторые детали одежды, которую он сам и шьет, не вполне "мужские") от него неуловимо, но определенно веет тем, что у нас принято называть "женским", в крайнем случае - "голубым".

Ко всему прочему он служил в армии и смог там отстоять свой стиль поведения (!), что само по себе может вызвать только уважение. И вообще я не хотел бы, чтобы создалось впечатление, будто я ратую за унификацию геевского стиля, за то, чтобы все геи были бы все одинаковыми. На мой взгляд, деление людей на этих и тех, на таких и эдаких - существует только в головах тех, кто такое деление делает. Единственной достойной единицей (простите за тавтологию) деления человечества на категории, является единица - один человек, ибо другого такого нет.

 

Как к этому относиться?

Как я говорил в самом начале то, какие мы, как мы себя ведем в обществе, есть результат сложного взаимодействия нашего желания (и через поведение, внешность) приобщиться к какой-то группе людей, причастность к которой мы осознаем, и нашим стремлением реализовать свою индивидуальность. Кроме того, как опять-таки я уже говорил, стереотип, представление о том, как должны выглядеть (вести себя) члены группы также постоянно меняется.
 

Современное общество и лесбигеевское сообщество, как его часть, находится на этапе формирования новых, более свободных норм поведения мужчин и женщин. Представление о мужественном и женственном поведении, скорее всего, будет с течением времени становиться все более расплывчатым, женщинам и мужчинам будет позволяться больше из того, что сейчас считается недопустимым. Хочется верить, что будет снижаться и уровень гомофобии в обществе. Будет терять смысл знаковые символы того, что кто-то "не такой, я - гей".
 

Уйдут ли в прошлое хабалки? Я не пророк. Просто я вижу, что их становиться меньше сейчас. Но исчезнут ли они совсем? Время покажет. Но пока они есть, я думаю, геям надо учиться терпимости внутри нашего сообщества, надо учиться видеть за внешними проявлениями человеческую суть. Никто не будет возражать, что это куда важнее того, во что одет человек и как он говорит. Но и те, кто продолжать развивать хабальный фольклор, должны четко понимать, что если кто-то не хочет близкого общения с ними, то это не значит, что он фашист. Ну не любит парень крашенных и ряженных! Вот и все. Ищите тех, кто любит, или меняйтесь. Выбор за вами. Заметьте - свободный выбор.
 

Я за свободный выбор линии поведения. Откровенно говоря, мне было бы жаль, если племя хабалок окончательно вымерло. Будет серо и скучно, если, конечно, взамен не появится чего-то другого яркого и интересного. С другой стороны, я жду - не дождусь, когда на эстраде появится открытый гей, но с имиджем отличающимся от моисеевского. Ведь на самом деле можно быть геем и не походить один на другого. Так хочется, чтобы общество это поняло.
 

Можно проявить свою индивидуальность, не напяливая на себя бог весть что, не воркуя пошлости ломающимся голосом, не задевая собственной "короной" каждую люстру и балконы в гей клубе.
 

Просто быть самим собой. А если быть собой означает: ворковать, напяливать, носить корону - с этим вас и поздравляю! Судьбу вы себе выбрали нелегкую. Но уж не обессудьте, я тоже останусь самим собой - Анатолием Грибановым. Какой уж есть... По материалам "Наш мир"



Из книги Михаила Бейлькина: Но, поскольку никаких сомнений в своей принадлежности к мужчинам у мальчика не было, то "девчоночьи проявления" (феминность) своего характера и поведения он считал недопустимым недостатком. В этом сказались и усилия отчима, требовавшего от мальчика мужского поведения. Хотя подросток всегда был в оппозиции к нему, он, конечно же, старался не давать повода не уважать себя. Это привело к развитию психологической защиты по типу гиперкомпенсации с выработкой подчёркнуто мужских манер поведения. Таким образом, сложилась своеобразная мозаичность его характера: неизжитый симбиоз с матерью обусловил инфантилизм Максима, сочетающийся с подчёркнуто мужскими манерами, выработанными по механизму гиперкомпенсации.



Образ собственного "Я"
Прилежно выученный гомосексулизм
По телевизору показывают всякую чушь
Молодой человек пошел на гей-дискотеку
Подумываешь удушиться? Ты не один! Нас много!
О нас говорят за глаза всякие гадости! Ну и пес с ними!

© Gay School 2005-2013. Цитирование приветствуется при условии видимой гиперссылки.
Гей школа - это собрание совершенно разных точек зрения на гомосексуализм, иногда противоположных друг другу. Потому что гей школа освещает гомосексуализм со всех сторон, объективно и без прикрас. Если вам что-то не понравилось - забудьте и живите как жили раньше.